Acerca de

Шахурдина Людмила Николаевна

ПРОЗА

За земляникой

После того, как моя подруга-одноклассница уехала с матерью, сестрами и братишкой из нашей деревни, мы с ней виделись очень редко. Рано выскочила замуж, и в то время, когда мы, ее подружки, были беззаботными хохотушками, у нее была забота о маленькой дочурке, родившейся болезненной девочкой.

Ее приезд был неожиданным, а встреча – теплой и радостной. Она приехала навестить свою бабушку и набрать земляники для дочурки. Соскучившись, мы не могли наговориться.

Был конец жаркого июня, и земляника в тот год радовала селян богатым урожаем. Только не ленись, не бойся палящего солнца и собирай чудо-аромат в свое лукошко. «Что же мы сидим? Идем в лес!» - словно опомнившись, позвала Лида. Земляничных полян и косогоров вокруг Борково было много. Но у каждого были свои любимые места. Мы по привычке отправились за Кабановскую улицу в березовую рощу. Эта белоствольная красавица отличалась щедростью: весной баловала многоцветьем, осенью одаривала всех запасливых людей груздями, а летом – земляникой.

День был жаркий. Июньское солнце стояло в зените и во всю свою безудержную мощь жгло землю. Разморенные березки чуть слышно о чем-то шептались. Лес притих, как будто скрывал от нас тайну, известную только ему одному. В роще было немного прохладней. В знойном воздухе витал аромат земляники.

- Красотища-то какая! – говорит подруга. – Нет нигде красивее наших мест. Никогда не разлюблю нашу деревню!

Мы собирали ягоду в стеклянные банки и говорили-говорили – так много хотелось друг другу поведать. Вдруг деревья зашумели, зароптали. На разгоряченные спины стали падать крупные, прохладные капли дождя. Оказывается, за разговором мы не заметили, как пролетело время, и небо затянуло тучами. Так вот о чем шушукались березки, вот какую тайну хранили от нас: долгожданный дождь! Нежно-зеленые всходы посевов в полях, огородах изнывали от жары, и люди просили дождя! И вот он, набирая силу, довольный тем, что ему рады (только не мы в данный момент) быстро превращался в ливень. Мы выбежали из леса и, сняв обувь, босые, помчались в сторону села. Дождь застилал глаза. Споткнувшись, Лида выронила из рук банку с ягодами. Они красными бусинами рассыпались по зашлепанной грязью траве. Присев на корточки, мы с огорчением смотрели, как дождь яростно вбивает ягоду в придорожную пыль. По щекам подруги вместе с дождевой водой текли слезы. Предлагаю ей свою банку с земляникой – отказывается, тогда делю ягоды пополам…

Время, как скорый поезд, набирало ход. Годы, словно версты, мелькали один за другим. Но как будто вчера - дождь, как из ведра, молнии прошивают небо, а мы сидим и осторожно пересыпаем ягоду поровну, вдыхая теплый, ни с чем не сравнимый аромат. А потом, добежав до Лидиной бабушки, спрятавшись под навесом, хохочем друг над другом, насквозь промокшие, но счастливые от незабываемой прогулки, от встречи. Ветер разогнал тучи так же внезапно, как и нагнал их. Небо заголубело, а над белоствольной, умытой дождем, рощей, откуда мы прибежали, зависла яркая радуга. А впереди была целая жизнь – прекрасная и удивительная!

Людмила Шахурдина

Путёвые заметки

Алтай многоликий
Лето размашистой походкой, набирая скорость, шагает по просторам, день за днём утяжеляя багаж прожитых нами лет. Фёдор Михайлович Достоевский говорил в своём романе «Братья Карамазовы»: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а и для того, зачем жить». Стало быть, в каждом человеке заложена тайна бытия, которой зачастую не хватает времени раскрыться. Только-только начнёт раскрываться, а вот тебе и раз – багаж прожитых лет уже со всех сил тянет к земле: «Привыкай, – говорит, – к Земле-матушке».
Но глава семьи нашей решил, что нам ближе слова из песни: «Помирать нам рановато, есть у нас ещё дома дела». А кроме дел – столько неувиденного, неуслышанного, непознанного! И сподвиг он всех нас, с разного весом жизненными багажами за плечами (даже и с совсем маленькими) в путь-дорожку дальнюю. Изучил прежде все маршруты, выбрав направление на Кату-Ярык (ничего, правда, не сказав нам о том, какой там экстрим!). Положив в первую очередь в багажник свои удочки и прикормки, на колени – карту Алтая, возложив на себя ответственность «путеводителя», взмахнул рукой: «Поехали!»
И мы поехали – экипажем из двух машин и семи человек. Пятеро из нас имели водительские права, так что путь с большим количеством километров нас не пугал – лишь бы машины не подвели, да нам всем «физики» хватило (такое изречение мы услышали от одного из местных жителей в горах).
Раннее утро нас встречало и провожало прохладой, густыми клубами туманов в низинах и оврагах. Когда переехали границу Новосибирской области с Алтайским краем, солнце огромным огненным шаром заглядывало в машину уже не в заднее окно, а в боковое, и предвещало, что первый день нашего путешествия будет жарким! Восхищаясь природой, успевшей за тёплый летний месяц набраться несказанно земной красоты, мы незаметно оказались у стелы «Республика Алтай». От этого живописного места начинается страна гор, которую называют ещё «Российский Тибет», «Жемчужина России» и так же, как и наш Маслянинский район, – «Сибирская Швейцария», а еще «Золотые горы». Недалеко от стелы, на берегу реки Катунь, которая шумит своими водами, встречая въезжающих в республику, манят голубизной островки шикарно цветущего цикория. Вольготно ему на земле алтайской, вымахал выше меня (полтора метра без кепки).
Мимо патрульного поста на границе не замеченными нам проехать не удалось. (Хотя для поездок туристов свои границы Алтайский край уже открыл, мы всё же слегка волновались: пропустят ли?) Остановили только одну машину, в которой уютно сидели и самые старшие, и самая маленькая путешественница, а за рулём младшая из дочерей – Татьяна, волнение которой, наверное, и привлекло внимание полицейских патрульных. Пока наш отважный водитель доставала права, мы с внучкой оказались уже в масках, потому что полицейские были во всём противовирусном обмундировании. Очень переживали, когда Таню попросили проследовать в пункт. «Всё! – думала я. – Сейчас поедем обратно».
«Зачем маму повели?» – чуть не плакала внучка. И только наш «путеводитель» спокойно созерцал всё происходящее. Но дочь, улыбаясь, благополучно вышла из патрульного пункта.
Когда полицейский спросил у нее, сколько человек в салоне (нас было четверо), она снова выдала своё волнение, ответив, что пять. «Так ,а где же пятый, в багажник спрятала?» – и, приветливо улыбнувшись, пожелал нам счастливого пути. Этим и снял с нас напряжение.
С нетерпением и с ещё большим волнением нас ждали наши родные спутники. Ну, всё! Слава Богу! И мы продолжили путь на Чемал!
Душа полностью распахнулась для того, чтобы воспринимать красоты Алтая, чувствовать его дыхание! Конечно, можно описывать каждый километр, восторгаясь творческими способностями Создателя планеты нашей Земля. Но запас слов надо приберечь, впереди нас ждало очень много необычайно интересного, загадочного!

Страсти по-чемальски
Движение по Чуйскому тракту было небольшое. Туристы только готовились к путешествию, многие не знали, что границы свои Алтай уже открыл, хотя туристические агентства ещё не работали. К обеду мы благополучно доехали до села Чемал, расположенного в горной местности.
Внук Стас взял с собой палатки, но жаль было времени на их расстановку, поэтому решили ночлег арендовать. Без труда нашли пристанище – очень уютный, можно сказать, комфортный домик с ухоженной усадьбой, красивой беседкой, с очень приветливыми хозяевами, а самое главное – можно было за 15-20 минут пешком добраться до основных достопримечательностей. Что мы и сделали, перекусив и слегка отдохнув с дороги. Было очень жарко. Оказывается, как нам рассказала хозяйка, микроклимат у них свой, особенный, очень мягкий, потому что село – центр алтайского туризма, располагается в Чемальской долине, окруженной горами.
Мы быстро попали на берег реки Чемал. Куда, кстати, не дожидаясь нас, уже убежал с удочками наш путеводитель-рыбак. Достопримечательности чемальские он уже видел два раза, а вот на рыбалке не был. Водоёмы родного края – все, где водится рыба и где не водится, – он изучил. Как и Сузунские с Черепановскими, и на берегу моря Обского не раз сиживал, на Белокурихе-реке ему тоже один разок удалось взять напрокат удочку, отвести душу. А вот ни в Чемале, ни в Катуни рыбачить не приходилось, поэтому тут уж не до достопримечательностей.
По торговым рядам, где продавались разные разности – и сувениры, и алтайские травы, и очень много разновидностей мёда, различной атрибутики… – мы дошли до входа на Чемальскую ГЭС. В данный момент она не функционирует, а машинное отделение является музеем. Купили билеты, так как вход платный, и вступили на мост над водосбросом.
Мост старый, между досками в щелях видно, как устрашающе грохочет, буйствует вода. Река Чемал со строптивым характером – разобидевшись, что ей путь преградили, с такой мощной силищей вырывалась из-за дамбы, смотреть было страшновато. Брызги доставали до разгорячённых под палящим солнцем лиц созерцающих и заставляли задуматься, как же смог человек обуздать эту водную силищу и заставить работать на него. Тем более это место у коренных алтайцев считалось святым. Первый раз мы с мужем побывали здесь на экскурсионном автобусе в сопровождении экскурсовода, она и рассказала нам много исторических событий и легенд алтайского этноса. К примеру, такую – старый шаман из близлежащего села пришёл на стройку и бросил в котлован заячью лапку, которая является сильным магическим элементом шаманства. Охранник, увидев это, выстрелил. Но, падая, шаман успел выкрикнуть проклятие. С тех пор очень много трагических случаев произошло при строительстве ГЭС.
На противоположном берегу Чемала нас ожидало ещё более удивительное зрелище. Прошли через плотину, добрались до смотровой площадки, поднялись на неё – и перед нами открылась удивительная картина. Реки Чемал и Катунь, которые в своё время великий художник Николай Рерих назвал «струящимися из недр и скал чистейшими водами Алтая», сливались в одно целое и спешили преодолеть "Ворота Сартакпая" (по имени богатыря – героя алтайского эпоса). Катунь была необыкновенно бирюзового цвета (но, говорят, в сентябре она приобретёт ещё более красивый вид), а Чемал – обычного тёмного. Слившись, воды текут, не смешиваясь, рядышком, как будто привыкая друг к другу. Река Катунь потеснилась, впуская воды Чемала, но недовольно бурлила и клокотала, проходя каменные ворота. А мы, задыхаясь от восторга, созерцали эту фантастическую природную красоту: вода, горы, а под смотровой площадкой, слева внизу, – море зелени! Некоторые кусты цвели, некоторые краснели ягодами, а сосны тянули свои вековые ветви к небу!
Кроме этого меня впечатлили недалеко стоящие от нас туристы. Молодой мужчина с маленьким ребёнком на руках, вернее не на руках, а в рюкзаке-переноске «Кенгуру». Этому ребёночку от силы полгода, а он уже побывал в таком энергетически мощном месте! В таком возрасте важно только то, чтобы папа и мама были рядом. Интересно было наблюдать, когда папа вскрикнул: «Вон мама плывёт!» – ребёночек вскинул ручонки… Скорее всего, наверное, на слово «мама». Его не волновало, что родной человек мчится со скоростью на моторке далеко внизу по бурной реке.
В данный момент мне тоже очень желалось, чтобы все мои были со мной рядом, и совсем не хотелось, чтобы они, как и мама малыша, оказались в лодке. Лодочная станция находилась рядом, красочные баннеры приглашали желающих старше 10 лет ощутить экстрим, прогулявшись по Катуни. Убедительная просьба внучки (ей же уже исполнилось 10!) со слезами вперемешку сделали своё дело.
Но я осталась на берегу, усевшись понадёжней на камне, ждать своих «сплавщиков». Внучка попросилась сесть впереди, потому что сопровождающий инструктор сказал, что это самое экстремальное место, сам он расположился сзади. Лодка, отчалив от берега, встав носом по отношению к воде под углом 45-50 градусов, помчалась вниз по руслу. Оранжевые спасательные жилеты выдавали местонахождение моих родных экстремалов, пока лодка не скрылась на повороте за горным утёсом. Двадцать минут ожидания и переживаний показались мне очень долгими. Но зато девчонки мои были в восторге от такой прогулки, во время которой проводник рассказал им очень много интересного. Ко всему давал возможность периодически выделяться адреналину, умело управляя на скорости лодкой!
После водного экстрима угасло желание пролететь на «тарзанке» над электростанцией с берега на берег, потому что надо было ещё подняться по «Козьей тропе» до навесного моста через Катунь, чтобы перейдя через него, побывать на острове Патмос – на отвесной скале посреди реки. Свое название алтайский остров получил в честь одноименного греческого острова, где когда-то молился Иоанн Богослов. В 1855 году остров был освящён. В 1915-м из села Чемал был на него перенесён храм Иоанна Богослова, который был освящён Бийским епископом. Но в 1920-х годах храм был разрушен. В 2000-м из дерева была возведена точная копия бывшего храма миссионерами – супругами Павловыми, продавшими своё имущество в Москве и приехавшими в Чемал.
Много преданий и легенд существует об этом святом месте, куда, без преувеличения, течет народная река. Люди идут помолиться, попросить здоровья, просто посмотреть на высеченный в скале образ Богородицы с младенцем на руках, на икону в углублении скалы с изображением волхвов, поклоняющихся младенцу Христу в Вифлеемской пещере.
Мои Света с Таней отправились по «Козьей тропе», а мы с внучкой (старый да малый) вернулись обратно на ту сторону Чемала – не через ГЭС, а храбро шагая по покачивающемуся навесному мосту. Говорят, что летом обычно здесь очень много желающих побывать в этих благостных местах, но нынче год особенный, вирус многое перекроил в жизни на всей планете, поэтому в этот день было очень мало людей. К вечеру мы, наконец-то, все собрались вместе. Долго обменивались впечатлениями, стараясь их выплеснуть и освободить место для новых, потому что рано утром предстоял путь на перевалы.
                                                                        Крутые повороты, перевалы…
Конец июня можно назвать расцветной юностью лета. Природа постепенно набирает силу, «мужает», но при этом остаётся ещё трепетно-нежной. Сочная зелень радует разнообразной палитрой: от светлого до тёмного тонов. В это зелёное море смело вплетается разноцветье алтайских июньских трав! Ух, как красиво!..
Всё это мелькало за окном автомобиля. Не успеешь досыта восхититься одной картиной, как тут же открывается другая – ещё живописней! А горы! Какие горы! Чтобы увидеть вершину скалы, надо, открыв окно, выглянуть, а в шуме встречного ветра почувствовать дыхание Алтая.
На повороте – огромный информационный знак: «Внимание! Будьте предельно осторожны, начинается Семинский перевал. Подъём 9 км, спуск 11 км». Да мы и сами почувствовали, что автомобиль набирает высоту, потому что стало закладывать уши. Наблюдаю в зеркало за нашим водителем: дочь на удивление спокойна, или просто старалась делать вид, ведь путь в горах, да и, вообще, за пределы нашей области, перед ней предстал впервые. Говорят: «Алтай чистит души». Это истинная правда, иначе бы она, душа-то, взорвалась от эмоций и плюсом к ним переживаний. Ведь следом за нашей шла ещё одна машина с моими родными, где за рулем – внук, и он тоже впервые – по крутым перевалам, хотя его стаж водительский начался на коленях у деда, по дорогам России езживал. Даже по степи на КаМАЗе надоедливых верблюдов разгонял от военного полевого стана, а вот по горам – не приходилось.
Остановились, поднявшись до вершины «Вечной гривы» – так в старину перевал называли алтайцы. Пришлось одеться теплее, здесь всегда холодно. Возможно, потому, что рядом виднелась снежная вершина горы Сарлык.
Подошли к стеле, воздвигнутой в честь исторического события – присоединения Алтая к России. Площадка рядом со стелой – особое место поклонения духам, хану Алтаю. 12 каменных изваяний – 12 зайсанов – старейшин родов, которые вначале обратились к Богу Ульгеню, а затем к императрице Елизавете Романовой, чтобы они защитили Алтай от джунгаров. Как и все, кто бывает в этом святом месте, мы поблагодарили хана Алтая за необыкновенную красоту, чистый воздух, попросили благословения на дальнейшее безопасное путешествие. Кроме того приобрели сувениры, сфотографировались рядышком с необычным тружеником – маралом. Он был красивый, гордый, имел недовольный вид – надоели ему все, но хозяин заставляет, и приходится зарабатывать деньги.
С горы всегда легче, чем в гору, и быстрее. Одиннадцать километров созерцания красоты – и мы внизу. Ох ты, Боже мой! Оказывается, за перевалом красота – ещё сказочнее. Не зря инженер, исследователь, писатель Вячеслав Яковлевич Шишков восхищался в своё время: «Алтай очень хорош, я давно люблю его. Хочется воспеть его, прославить, но где мне взять звучных струн, где взять мощь и красоту слова?!..» Уж если Шишков сетовал, где ему взять звучных слов, то я-то и подавно сомневаюсь, что хоть в какой-то доле передам великолепие нами увиденного. Радовалась хотя бы тому, что я – закалённая провинциальная сибирячка, и не случилось со мной несчастья, как у героини Александра Пушкина: «Восхищенья не снесла и к обедне померла».
Остановились на берегу горной речки. Умывшись прозрачной, холоднющей водой, попив чайку, не теряя времени на отдых, отправились к перевалу Чике-Таман. Чтобы добраться до его вершины, надо было преодолеть четыре километра серпантинного, крутого подъёма. Тридцать семь опасных, крутых поворотов. Чике-Таман переводится как «Сплошная подошва»: человек, идущий по нему вверх, мог видеть подошву впереди идущего. Горный серпантин Чуйского тракта, который занимает пятое место среди красивейших дорог мира, в этом месте проходит между высокими отвесными скалами с одной стороны и крутыми обрывами с другой. А из проигрывателя в это время звучало: « Ах, как хочется жить, наслаждаться восходом багряным…» Вот в этот момент и, правда, так хотелось жить – даже просто для того, чтобы видеть это земное чудо.
Как же сложно представить и оценить труд человека, прокладывающего дорогу высоко в горах, если даже по ровной, асфальтной, автомобиль поднимается с трудом?! Со смотровой площадки открывался изумительный, просто завораживающий вид на старый Чуйский тракт, о котором можно очень многое узнать из исторической литературы. На перевале воздвигнут памятник строителям дороги. Много торговых лавок, где продаются различные сувениры, вязанные из верблюжьей шерсти монгольские вещи.
Спуск не такой крутой, как подъём, но осторожности от водителей требует предельной. Мы, пассажиры, старались громко не вскрикивать от восторга, чтобы не отвлекать их внимания.
Спустившись, попали в долину Ильгуменя (названия узнаём по карте). Видим (как же назвать эту красоту?)... Наверное, божественную красоту хребта Сальджар. Те горы, которые мне в 2012 году показались синими, на этот раз были зеленоватыми – видимо, июньские, хотя и скудные, горные травы смогли всё же их перекрасить. А Катунь была ещё бирюзовее. День был жаркий, безоблачный, вершины гор уходили высоко в небо, их трудно было рассмотреть – раскалённая солнцем синева слепила глаза.
Вдоль дороги видны разного размера валуны – следы сошедшего в древности ледника. Ещё мы побывали в самом энергетическом месте Алтая – месте слияния Катуни и Чуи. Надо взобраться на гору, чтобы увидеть это необыкновенное зрелище. Несмотря на то, что, взяв начало у подножия горы Белуха, Катунь на своём пути уже вобрала воды многих горных рек, она с удовольствием приняла и воды Чуи. Вода и горы, горы и вода – вот, действительно, где «взять мощь и красоту слова», чтобы передать состояние своей души, стоя перед этим видением?!
А ещё молодой человек, уже побывавший здесь, показал нам на противоположном берегу, высоко на скале, два огромных ока – якобы, хозяин Алтая созерцает всё происходящее. Я под его взором сорвала немного чабреца и курильского чая, и каждый из нас построил пирамидку, загадав желание…
Двинулись дальше. Чем дальше по Чуйскому тракту в сторону Монголии, тем больше древних достопримечательностей. Заехали в урочище Калбак-Таш. Здесь на скалах – тысячи древних наскальных рисунков-петроглифов. Эти святилища охраняемы, но в связи с пандемией охранников-экскурсоводов не было, и их аилы были закрыты. Ворота открывали сами путешественники, советуя друг другу проходить аккуратно и закрывать ворота за собой. Рисунки на скалах рассмотреть очень трудно, но знающие и не раз здесь побывавшие берут с собой воду, поливают рисунки, и они как будто проявляются. (Если кто то решит отправиться туда, имейте это в виду. Не забудьте захватить с собой воду, тем более что она спасёт вас под палящим солнцем. И обязательно прикоснитесь к этим рисункам, чтобы почувствовать мощь и тайну времени).
В первую мою поездку на Алтай (в 2012 году) экскурсовод знакомила нас с долиной балбалов. И я очень хотела, чтобы все мои тоже увидели эти самые балбалы – каменные изваяния, появившиеся неизвестно каким образом тысячи лет назад. Но, увы, просмотрела – проехали мы это место. Зато нашли чуйскийоленный камень, который представляет из себя каменный столб метра в полтора. На нём без труда мы увидели изображение лица воина, кинжал, лук, фигуру коня и буквы незнакомого алфавита. Недалеко каменные курганы. А у подножья отвесной скалы, на которую (с пологой стороны) взобрался внук, мирно гуляют рыжие алтайские коровы. Им очень комфортно в этом древнем святилище. И я с бОльшим удовольствием наблюдала, как телёночек сосёт вымя у своей матери, нежели, как мой внук свесил со скалы ноги – в ожидании, когда его сфотографируют, потому что видеть это мне было страшно.
Мы уже все устали от такого насыщенного знакомства с красотами и достопримечательностями Алтая, всем захотелось отдохнуть, тем более вечерние сумерки в горах опускаются на землю рано. Быстро устремились к посёлку Акташ. (Итого за два дня мы проехали примерно 820 километров). В поисках ночлега отправились за село. До границы с Монголией оставалось всего 165 км, до Ташанты – 145, но нам сказали, что Ташанта закрыта – в связи с пандемией.
На ночь мы устроились на туристической базе за селом – в сосновом бору, где протекала шумная горная речка. Нашли силы пожарить шашлык, заварили чай из трав, сорванных в священном месте. Кроме нас желающих там переночевать больше не оказалось. Красивые домики скучали, ожидая туристов. А нас утром ожидал Улаганский тракт (влево от посёлка) – к экстремальному перевалу Кату-Ярык.
                                          Кату-Ярык
Утро выдалось хмурое. Горы напротив турбазы – тёмные, неласковые. И только речка в лесу за домиком шумная, говорливая! Я не могла уехать, с ней не пообщавшись. По мокрой траве прокралась на берег: «Как звать тебя, говорушечка? Куда, торопыга, торопишься?» На мой вопрос что-то прощебетала птичка, ей вторила другая. Всполошившись, одна за другой побежали по своим делам лупоглазенькиееврашки (похожие на сусликов, только хвостик пушистее и глазки побольше – красавицы!Или красавцы?..) Чуть дунул ветерок, и капли дождя с веток сосёнки устремились за шиворот. Мир проснулся! А, может, он и не засыпал?
Пока я общалась с природой, мои туристы уже приготовились к дальнейшему следованию, попрощались с гостеприимным хозяином. И в путь! Кони застоялись! По карте до перевала Кату-Ярык – всего-то 102 км. А какие это будут километры, мы даже и предположить не могли. Свернули с Чуйского тракта и покатили по Улаганскому. Катить досталось недолго, дальше началось шоссе из гравия – потряхивало. Правильно гравийку называют «зуботряской» – не разгонишься. Но всегда и везде есть свои плюсы. При небольшой скорости мы успевали любоваться и чудесами алтайской природы.
Вот подъехали к Красным воротам – расщелину между двумя высокими (50 метров) хребтами расширили взрывами при строительстве дороги. Эта дорога ведёт через перевалы в долину Чулышмана, на водопад Учар, в урочище Каменные грибы, на южный берег Телецкого озера. Раньше здесь была только конная тропа. Нам не пришлось посмотреть этот природный памятник во всей красе – было пасмурно, моросил дождь, и Ворота были грозными, тёмными, даже казались бордовыми. Порода в основном – ртутная киноварь, так объясняется их цвет. Не остановиться в таком месте мы не могли. Постояли на берегу горной речки Чибитки. Она стремилась к нам навстречу. Сорвавшись с гор, образовала Мёртвое озеро, из него вытекла и мчалась дальше, торопилась слиться с Чуей.
Миновав Красные ворота, мы поехали вдоль красивого Мёртвого озера. Ехали долго и не увидели ни одного признака, что есть в нём хоть какая-нибудь жизнь. Одни предполагают, что в нём большое содержание ртути, другие – что оно очень глубокое и всегда очень холодное. В середине июня ещё тает последний лёд, а, согласно легенде, здесь водятся злые духи, поэтому на поверхность воды даже утки не садятся. Никто здесь не купается и не пьёт воду. Иначе это озеро называется Чейбеккель – Вытянутое.
Далее нам встречались ещё озёра. Предгорные луга хотелось назвать альпийскими из-за  многоцветия и  разноцветия луговых трав и кустарников. Отары коз и овец удивляли своим количеством. Они паслись везде – и в предгорных долинах, и каким-то образом не сваливались с приличной горной высоты, умудряясь найти там себе лакомство. Хотя я путешественница с маленьким стажем, но повидала Кавказские, Уральские горы и всегда удивляюсь вот такому пейзажу: высоченные каменные скалы, а почти на самом верху, сбоку, – дерево! Вернее, худенькое деревце, но зелёное! Вот чем оно там живёт?! А то из сердцевины или с самой вершины горы вдруг срывается мощный водопад. Или маленький – как будто расплакалась гора и не может унять свои слёзы. Делаешь вывод: загадочная и удивительная эта планета – наша Земля!
А потом начался экстрим. Дорога (уже шоссе её назвать нельзя), с ямами и ухабами, пошла вдоль обрыва. Объехать ухабы нет возможности, потому что с другой стороны к дороге прижимается лес. Внучка просит: «Мама, ты ближе, ближе к обрыву!». А у меня уже адреналин закончился, но я мужественно молчу. К радости нашей, колёса на Таниной «пузотёрке» не отлетели, пострадал только бампер – его-то мы чуть не потеряли. А внук был уже далеко впереди и подъезжал к необычной выставке – коллекции машин, установленных на огромных кучах камней. Мы припарковались следом. Поняли, что неудивительного на Алтае нет! Нас уже встречали три большие собаки. Следом спешил хозяин этой, обжитой на горном перевале, территории, сообщая, что собаки не кусаются, только надо прихватить хлеба, да побольше, потому что свиньи тоже хотят кушать. Девчонки быстренько вернулись к машинам (благо, что мы в Улагане затарили рюкзаки продуктами). Только мужчина произнёс слово «свиньи» – как будто по мановению волшебной палочки из-за домика появились две взрослые свиньи и пять забавных рыжих поросят. Действия стали происходить быстро, как будто было всё отлажено! На зов хозяина: «Козы! Козы!» – из-под горы выбежала маленькая отара коз под предводительством красивого, важного козла. Хозяин быстро распорядился, кому козу доить, кому держать её за рога, кому рвать в большую коробку под горой траву. Работа закипела. Козу всё-таки он присел доить сам, а собаки по очереди подходили, и он в их открытые пасти направлял струи молока, и псы ловили их на лету… Цирк, да и только!
«Всё, управились! Девчонки молодцы! Теперь милости прошу в аил». Хозяин предлагал чай на козьем молоке, но нам надо торопиться, хочется всё посмотреть, подняться на Кату- Ярык и вернуться обратно, пройти все перевалы, чтобы оказаться ближе к дому. Пока я своими, почти выпавшими от удивления из орбит, глазами рассматривала на стенах и дверях аила трусы и плавки (мужские и женские), ползунки – расписанные пожеланиями, приглашениями, благодарностями, внутри аила поднялся дружный смех. Оказывается, хозяин нарядил внука в шотландского мужика: заставил надеть килт – клетчатую юбку, на бедро – спорран (поясную сумку), в руки дал какой-то музыкальный инструмент. Получился настоящий шотландец! Было весело, уютно и тепло. В камине горел яркий, большой костёр, в широком дымоходе виднелось небо, и дым устремлялся туда. Меня усадили в старинное кресло, но разве усидишь, если вокруг столько интересного?! Патефоны, граммофоны разных времён, швейные машинки, гармошки, фотоаппараты, пластинки. Над дверью – ткань цвета российского флага, на белой полосе – разные надписи, в основном – на английском и ещё на каких-то языках. А на русском: «Последние слова Че Гевара – стреляй, трус! Ты всего лишь убиваешь!». Но этот призыв оказался передан не точно, в Интернете я нашла: «Стреляй в меня, трус! Ты убьёшь только человека».
Я подумала: вот бы у нашего любителя дарить – Александра Николаевича Пирожкова – нашлось бы, что подарить в этот необычный алтайский музей. Но оказалось, что хозяин сам оказался любителем дарить: Светлане подарил иголку к старому проигрывателю, которую она искала уже не один год, даже давала объявление в Ннтернете, но безуспешно. И пластинку. А мне – книгу «Здесь были русичи» со своим автографом: «Людмила, не забывай, кто ты есть, и не изменяй себя. От Михалыча. 8-961-996-01-74. Улаганские озёра». У кого появится желание побывать там, можно по этому телефону забронировать комнату. Оказалось, мои предположения, что этот человек – что-то подобное Агафье Лыковой, не оправдались. Михалыч – бывший прапорщик. После сокращения выкупил участок земли на перевале и построил на удивление людям такую необычную туристическую базу. Каждая мелочь для нас было интересна: и туалет с окном с видом на снежные вершины, и полковая касса, куда при желании можно кинуть денежку за гостеприимство, и ещё два аила с музейной утварью, и четыре флага на высоких шестах (советский, российский, вьетнамский, башкирский».(По национальности он башкир, а во Вьетнам ездит каждый год на месяц погреться, потому что здесь всё время холодно. Снег последний растаял 19 июня, а в августе уже осень).Электричество от генератора, тепло – от печей, которые надо топить, вода родниковая, привозная, умываться – из умывальников, и ещё много интересного. Нам он подсказал, что на Таниной машине спускаться с Кату-Ярыка даже и не надо мечтать: «Спускайтесь на одной или пешком». Посмотрел на меня, посетовал: «Нет, у вас «физики» не хватит. Если спуститесь с этого перевала, то уже ничего не будет страшно».
Поднявшись на самую вершину перевала, мы поняли, почему его называют «прекрасным и ужасным». С головокружительной высоты открывается такой живописный вид, такая первозданная красота, что «ни в сказке сказать, ни пером описать»! А дорога светлым серпантином спускается в долину реки Чулышман. Девять опасных поворотов за 3,8 км спуска – и наши мужчины оказались внизу. (Тайком от нас, потому что мы никак не хотели, чтобы они рисковали жизнью, спускаясь по этой крутизне!). Не все машины благополучно достигают цели – валяются внизу разбитые, стоят на обочинах с оторванными карданами… Но, слава Богу, наши благополучно поднялись обратно. А мы созерцали всё величие сверху. Хорошо был виден стометровый водопад на противоположной стороне долины, синей ленточкой стремился к Телецкому озеру Чулышман. Домики, казавшиеся спичечными коробочками, тянулись вдоль берега. А горы во всей своей загадочной, неповторимой красе затейливым рисунком обрамляли всю округу.
До сих пор не утихают эмоции! Даже и не мечтали, что когда-то будем сидеть на вершине такого великолепия и пить чай. Дождь остался далеко внизу, и солнце добавляло красок! Но в горах хорошо, а дома всё-таки лучше.
С Семинского (четвёртого по пути домой) перевала мы спустились, когда уже давно отполыхал закат. Действительно закат полыхал, а я сидя в машине, которую достаточно уверенно ,быстро вела дочь с замиранием сердца наблюдала это чудо- явление природы. Боже!, Да что это за мир -то такой удивительный!  Как передать картину  этого невероятно красивого зрелища?! В горах закат  отличается от того, которым  мы восхищаемся , наблюдая его игрой  в кронах деревьев, отражением в водах рек, изредка созерцая,  как  багрово- красное солнце медленно утопает в море.

При движении   в горах он  как будто-бы играл с нами  в прятки: дорога вниз- полыхающее зарево исчезает за вершинами гор., погружая горные массивы в устрашающую темноту. Серпантинная дорога  вверх  и огненно - красное месиво  вмиг  расплескивается по вершинам, заполняя собой пространство между  ними. Горы в сумерках из серых превращаются в черные. И вот : черные вершины гор  , на багровом полотне  неба вырисовывают  причудливый рисунок. Это фантастическое зрелище запечатлелось в сознании на всю жизнь.

В поисках ночлега доехали до с. Калмак (всё ближе к дому). Рано утром, прежде чем устремиться домой, вернулись назад, чтобы посетить зубровый питомник, познакомиться с чистокровными беловежскими зубрами, покормить их морковкой. А потом уж – и домой, заезжая на озёра Манжерок, Ая (постояли на Айском мосту через Катунь), набрали святой, целебной воды в серебряном источнике Аржан-Суу.
Не передать великолепие ни словами, ни фотографиями. Всё надо увидеть своими глазами, чтобы восхитить душу!
Кроме восторженных эмоций меня всю алтайскую дорогу сопровождали чувства сожаления, что не видят всех этих чудес мои родные, мои друзья «вдохновенцы». Сколько бы у них стихов родилось, сколько песен бы их Алтай услышал, как когда-то в Сростках, на берегу Катуни! А мы на обратном пути заехали к Василию Шукшину, чтобы передать поклон «пахарю искусства» от маслянинцев, чтобы внуки мои восхитились видом с горы Пикет на необозримые просторы, на село, родившего такого великого Человечища.

Тема « Несбывшаяся мечта»
                                          «Детская мечта моя так и не осуществилась…» ПЁТР ДЕДОВ,
Маленькой девчонкой любила я библиотеку - книжный дом, наполненный
необыкновенностями. На каждой полке был свой богатый хозяин (это так
было в моём детском воображении) , который имел много книг! А в
каждой книге свой мир, своя жизнь. Хозяин назывался Писателем или
Поэтом.
Библиотекарь- (просто тётя Валя) , меня знакомила с ними постепенно. Я
удивлялась: как это можно придумать так много , да ещё и все свои мысли
превратить в книги ?! Ведь полки были почти до самого потолка, а книг на
них было очень много - толстых, тонких с красивыми обложками и просто
чёрно-белыми.
Читать я научилась быстро , книги стали моими любимыми друзьями,
которые всегда находились рядом. Они помогали познавать мир, интересно
жить. Любимых писателей было много! Сначала сказки, потом романы.
     Запомнилось: на летних каникулах после окончания седьмого класса "запоем"
читала романы Георгия Маркова. Почему? Не знаю… Нравились.
Была командиром, затем комсоргом класса. Хотелось, чтобы стенгазета
была лучше, чем у других. Чтобы чем то отличалась , начала писать
сатирические стишки, повествовать о делах отряда- это ( как оказалось) было
началом моего творчества.
В те годы книга была редким ,ценным удовольствием и большой радостью,
если она появлялась в твоём доме. Поэтому книга «И,С, ТУРГЕНЕВ.
"Избранное « , врученная мне на «Дне Хорошиста» в 1969 году, ( более чем
полвека назад) , стала для меня не только наградой-подарком, но и
спутником жизни, ностальгией по школьным годам, юности.
  Возьмёшь в руки книгу «властителя дум трёх поколений», как ещё при жизни называли
Ивана Сергеевича - великого русского писателя и вместе с ней сразу
пчелиным роем начинают жужжать , оживать прожитые годы, которые
мчались беспрепятственно вперёд:
Вот я мечтаю стать журналистом- как в песне , мне тоже хотелось :» трое
суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете» Как- то ,
учась в девятом классе, отважилась послать в молодёжную областную газету
письмо и два своих поэтических творения .Получила огромный конверт с
красным оттиском «Молодость Сибири»и серьёзную рецензию: » Надо не
стишки писать, а стихи. Это очень серьёзное дело» После такого ответа
мечта о романтической профессии угасла сама собой: «Куда уж, мне уж….)
Но поэзия была моим кумиром. Читать « Онегина» вслух на уроке
литературы кому то было наказанием, а мне счастьем! Я забывала, что меня
слушают 26 одноклассников и стенала вместе с Пушкиным : « Татьяна,
милая Татьяна, с тобой теперь я слёзы лью….» ..
Учитель литературы пришла к нам со студенческой скамьи пединститута. К
ним – студентам литфака часто наведывались «фоняковцы» - участники
литературного объединения под руководством Ильи Фонякова. Я ,как
завороженная слушала её рассказы о поэтических вечерах при свечах.
Валентина Наумовна часто держала в руках ,подаренный ей автором ,
Дождевые снега
Оседают под ветками
Навсегда- навсегда….»
Мне казалось за гранью фантастики, то что Грехова подарила сама лично
свой сборник моей учительнице! И видимо не просто так случилось, , что
такой же вот сборник - «Стихи» Нины Греховой, мне недавно подарила
писатель, поэт, член Союза писателей, член Союза журналистов, член
Петровской академии наук и искусств - Татьяна Яковлевна Трофимова-
Воронцова. Может всё в судьбе бывает предначертано? И если она – судьба
твоя, тебя возлюбит, то будет награждать , давая возможность встречаться с
такими замечательными людьми?!
Наверное из за великой любви к литературе , очень захотелось , как и мой
учитель, так же учить ребятишек литературе и русскому . Но были в то моё
молодое время, у меня проблемы со здоровьем, лечащий врач отговорил от
поступления в педагогический институт, порекомендовав библиотечное
отделение.
А что,- думала я - вот и буду «царствовать» в книжном царстве!!… Но
стала фармацевтом. ..
Так что же? Несбывшаяся мечта?
А не-ет! Оказывается мечта , покинув меня , унеслась вперёд ,
расплескалась, как рассветная заря и терпеливо меня поджидала,! А я, того
не ведая, потихоньку, своими тропинками и дорожками , то по ухабам, то
по накатанной , к ней подбиралась всю свою жизнь. . Отблески мечты меня
ждали в разных местах: где мечта , расплескиваясь, успела зацепиться, там
и ждала.
Я сейчас думаю, не Всевышний ли мне помогал ? как будто бы кто то вёл , не
отпуская мою руку:
По объявленным в районной газете литературным конкурсам, в головушке
моей один за одним народились рассказы .
А вот и первые мои публикации начали появляться в номерах местной
газеты, затем реденько в «Советской Сибири» .
А вот у меня появился талантливый , грамотный, с доброй душой,
отзывчивым сердцем друг- настоящий дипломированный специалист своего
дела, - журналист Скоробогатова Алла…( не это ли один из отблесков моей
мечты?) Щедро делилась и делится со мной своими знаниями – подскажет,
поправит, научит, пожурит за неуверенность, за заниженную самооценку…
Затем клуб самодеятельных авторов организовался, «Вдохновение»
назвался . Сколько друзей – единомышленников появилось! Район
огромный с неповторимым великолепием природы! В каждом уголочке свой
исток, свой поэт- мой друг , по своему разуму его воспевающий!
«Вы слышали , как тишина поёт…?»
«Ты видишь, как рождается заря?...»
«Ах! Какие грибные туманы!...»
А какие закаты! А какие рассветы,
Ещё много об этом новых песен не спето….
Так перекликаясь, наши души рождали ( и рождают) новые стихи, новые
песни, рассказы, воспевая наше Присалаирье – наш край Маслянинский.
Один за другим начали появляться общие сборники Маслянинских авторов.
Красивые сборники и по содержанию, и по внешнему виду! Да такие близкие
сердцу.
Я горда, и счастлива - рядом со мной мои «вдохновенцы» ! талантливые .
добрые, отзывчивые идут со мной нога в ногу!
«Творчество воспринимается не логикой, а неким духовным разумом»
Прочитав такую цитату не известного мне Артёма Габатова, в его статье
« 10 признаков умного человека» ( в этом месте, наверное многие
улыбнутся) мне ,не рассуждая, что значит разум, а что духовность,
захотелось назвать всех участников нашего клуба «Вдохновение» не
собратьями по перу, а «друзьями по духовному разуму.«
Подумаете -громко сказано? Ну и что! Ведь творчество не сможет
посетить человека небогатого духовно, тем более неразумного. Ещё в
девятнадцатом веке Виссарионом Григорьевичем Белинским было
сказано : « Способность творчества есть великий дар природы. Акт
творчества в душе творящей , есть великое таинство, минута творчества есть
минута великого священнодействия» Кто эти слова оспорит? Кто скажет,
что это не так?
Священнодействием- сотворением своих виршей - каждый творческий
человек занимается в своём личном пространстве . но ведь с сотворённым
,ты должен поделиться с теми, чья душа может понять и принять его.
Скорее всего Всевышний меня свёл в священном месте, на Алтае с поэтессой
из Уфы- Натальей Берек ( Ивановой) Её слова повлияли на мой характер :
«Людмила , умение писать даётся свыше, это называется талант. Но он не
лично тебе дан, а через тебя людям. Ты не имеешь права тратить время на
сомнения, стеснение, а обязана трудиться и своё творчество передавать
тем, кому оно интересно» Этими словами я и начала бороться со своей
неуверенностью, стеснением…
Нас – авторов начали приглашать в школы на литературные встречи.
Я побывала и в 3 х, 5-6х , 10х классах и в тайне подумывала- не это ли ещё
один отблеск моей мечты. Вот они- ребятки передо мной, внимательно
меня слушающие. А я читаю им про ромашки и берёзки, про деда своего,
погибшего за счастье жить , за мир над нашими головами. Это значит в
какой то мере я – учитель!
А теперь ,о рекомендуемом когда то библиотечном деле: Библиотекарем я
не стала - не судьба…. Но! Как повязана сейчас моя судьба с библиотеками !!
Литературные встречи , презентации сборников, встречи с сибирскими
писателями проводим в нашей районной библиотеке. Участвуя в
региональных ,областных конкурсах доводится бывать в библиотеках города
Новосибирска!
Летом в июле месяце , прошлого года, не смотря на сложное время, в
областной библиотеке был проведён Седьмой литературно-
публицистический фестиваль «Дедовские чтения» в онлайн- формате.
Основные мероприятия транслировались на ютуб канале областной
научной библиотеки. Программа , рассчитанная на неделю, позволила
пообщаться с родными, коллегами, земляками сибирского писателя и поэта
Петра Дедова. И познакомиться с его творчеством .. Я ,неожиданно для себя,
стала Лауреатом второй степени в номинации «Малая проза» Кроме
диплома, в подарок получила вновь изданный трёхтомник произведений
Петра Дедова ! По итогам конкурса работы занесены в альманах
«Сибирская муза» .Это ли не счастье лавиной обрушилось на мою седую
головушку? Или как у Петра Дедова - мифическое совпадение?
Теперь на моей книжной полке, в ряду с любимыми авторами, почётное
место заняли книги Петра Дедова.
На первой странице второго тома цитата : « Если хоть одному человеку
чтение книг моих облегчило жизнь его, значит труд мой потрачен не зря»
Пётр Александрович, если бы Вы знали, какой подвиг совершили своим
трудом! Мне очень хочется стать хотя бы малым последователем Вашего
творчества, для этого буду трудиться.
( Людмила Шахурдина)

Агафьино колдовство

Домик бабки Агафьи стоял посреди улицы. Избёнка была не большенькая, со всех сторон обставлена валежником. Агафья всё лето заготавливала его на топливо. Прожив свои восемьдесят, бабка знала, что такое суровые Сибирские зимы.

Не смотря на солидный возраст, Агафья сама возила валежник из лесу на тележке. А то навьючит вязанку на свою ссутуленную от прожитыхлет спину и шустро шагает по лесной тропинке. Приставит валежник к стенам избушки, чтобы высох. Потом его рубит и складывает в поленницу.

Все удивлялись её прыти и говорили, что ей помогают черти.  Она умела гадать, предсказывать, лечить. Бабы деревенские её побаивались, но желание узнать дальнейшую судьбу, приводило их к Агафье часто.  Робко зайдя в прихожую с чистыми ткаными половичками, которые ткала её подруга Федосья, они садились на старый, облезлый табурет.  Вдыхали терпкий запах который источали различные снадобья из туесков, да сохнущие травы. Знала бабка лечебную силу сибирских трав, да умела изъять из этого пользу. Сколько их было собрано её руками!  Донник   и кипрей -Иван чай, зверобой и тысячелистник, володушка и пижма, мята и клеверок- все не перечислишь! Вдыхали бабы аромат разнотравья и ждали. А бабка Агафья ложилась на пол. Голову, повязанную выцветшим коричневым с чёрными горошками, платком, укладывала на порог и курила самокрутку, пуская клубами сизый дым.  Что и зачем курила, об этом ведала только она сама. То, что она предсказывала, всегда у всех сбывалось. Поэтому в колдовство её верили. Даже верили в то, что она может превратиться в собаку или свинью и пугать не послушных ребятишек, да и взрослых тоже.

Однажды две подружки возвращались с посиделок. Солнце уже спряталось за лесом, стало прохладно и сумрачно. Быстро миновав пустырь, дошли до огородов. Вдруг откуда ни возьмись- свинья! Уши торчком, хвостик крючком! И следом за девчонками. «Бабка Агафья»-с ужасом прошептала одна из подружек, вмиг оказавшихся верхом на изгороди. А свинья, потеряв их из виду, улеглась не далеко в крапивные заросли и никуда идти не собиралась.

Сумерки сгущались, становилось всё темнее и страшнее. Тут и перепёлка, будто в насмешку заладила своё «Спать пора, спать пора»

- «Молчи ты, птица!Сами знаем, что пора. Опять родители будут ругать за позднее возвращение!»

-«Анют, что делать то? Всю ночь сидеть тут придётся. Говорят, только с первыми петухами вся нечисть исчезает. Хорошо, что свиньи не летают, а то бы нам тут не спастись»

- «Тихо, Физка, слышишь, как будто кто-то идёт!»

В тишине отчётливо были слышны шаги со стороны деревни. Чей- то тёмный силуэт показался из-за поворота.  Пригляделись- тётка Матрёна.

-«О! Господи!- всплеснула та руками.-

- «Девчонки,  вы  чего, как курицы на насест, на жерди то уселись? Матери вас заждались. Сидите тут, рехнулись что ли?... А вы случайно мою Хавронью не видели? Подрыла яму под ворота и сбежала окаянная!»

Услышав голос хозяйки, из крапивы с хрюканьем выбежала Хавронья.

Обрадовавшись такому повороту событий, девчонки побежали домой, так и не объяснив тётке Матрёне причины, по которой они оказались на самом верху изгороди.  На всякий случай договорились так поздно домой больше не возвращаться.

Пробегая мимо избушки бабки Агафьи, они с опаской покосились на окна. В маленьком оконце светился, едва заметный огонёк. Не спалось бабке Агафье, потягивала свою самокрутку и думала свои думы.

(ШАХУРДИНА ЛЮДМИЛА)

Немного из рыбачьей жизни мужа

Телефонный звонок. Голос в трубке: «Сергея Анатольевича можно услышать? «Невольно слушаю телефонный разговор. «А, Юра, здравствуй, здравствуй, дорогой. Ничего не изменилось,в четыре будуу тебя. Кукурузу купил, да, «Бандюэль», кашу сварил, тесто замесил, жаль, перловки нет. Позвоню свату, пусть побольше сварит.»

Кто-то удивится: что за странное меню и к какому застолью готовятся мужчины? А я уже знаю, что последует за этим разговором. По всему залу будут раскладываться удочки, спининги. Некоторые удочки выглядывают в коридор. Также будут выкладываться кивки, поплавки, крючки, блёсна, катушки, грузила, коробочки, пакетики, пенальчики - чего только нет среди рыбацкой утвари. Всё это проверяется, поправляется в переднем углу квартиры. Затем достаётся из холодильника баночка с червями, которая стоит на особом месте- чтобы не очень холодно и которую, не дай, Бог, с брезгливостью возьмёшь, да выбросишь. С особым вниманием червячки пересматриваются, перетряхиваются, пересыпаются песочком или крахмалом. Теперь уже без объяснения всем ясно, - идёт почти святое деяние, или можно сказать таинство- сборы на очередную рыбалку.

Чтобы предсказать погоду, существует много народных примет:вода становится в реке теплее перед дождём, сильная роса- к хорошей погоде, звёзды мерцают сильно перед дождём и множество других.

Чтобы предсказать рыбалку у нас тоже имеются семейные приметы: у мужа хорошее настроение, распевает песни- к рыбалке; быстро пошёл в сарай кормить хозяйство (без напоминания) –к рыбалке, бегает по огороду с лопатой (червячков ищет) тоже к рыбалке. Если кто-то из семьи или знакомых спрашивает: «Где хозяин?» Отвечаю; «Всё там же». И все понимают значит на рыбалке!

Мне в выходной не надо звать гадалку

Куда поедет муж мой погадать

Ведь знаю точно- на рыбалку!

А я попробую писать….

Наблюдая за своим рыбаком, я давно перестала удивляться, как можно тратить своё свободное, драгоценное время на сидение с удочкой. Ведь рыбалка, оказывается, не только удовольствие, а целая наука! Надо знать множество способов и технику рыбной ловли! Знать не только виды рыб, но и их строение, где обитают, чем питаются. Уметь правильно выбрать удилище, блесну, крючок. Особо важна подкормка. Оказывается, клюёт рыба не только на червей, но и на всяких личинок, бабочек, кузнечиков, короедов, мормышку, оводов и даже на колорадских жуков!!! Существует множество рецептов приготовления приманок- из зёрен злаковых, бобовых, из жмыха, моркови, картофеля, манки, выпечка блинов, омлетов! Конечно же надо знать  какиеименно приманки, на какую рыбу и в какое время года эти приманки использовать. Оказывается, на поведение рыбы оказывают влияние солнце и луна, от этих светил зависит время малого и большого клёва.

А ещё рыбалка –это незабываемые встречи с природой, с её несказанной красотой, её тайнами. Это встречи с утренними и вечерними зорями.

Всего единственный раз я ездила с мужем на рыбалку. Специально не брала в руки удочку, так как слышала, что, однажды взяв её в руки и ощутив на конце лески живую тяжесть, испытав азарт и волнение, становишься горячим приверженцем рыбалки. А я этого решила избежать. Существует примета- когда кто-то уезжает на рыбалку, нельзя желать хорошего улова, надо говорить: «Ни рыбы, ни мяса» А если в нашей семье будет два истинных рыбака, тогда уж у нас точно не будет ни рыбы, ни мяса (по хозяйству не кому будет управляться). Поэтому я начала хлопотать у рыбацкого стола; сварила в котелке уху, заварила смородиновый чай и любовалась чарующей красой окружающего- ночным звёздным небом, играющими бликами луны на тёмной воде. Наслаждалась свежим речным воздухом, смешанным с запахом рыбы и дымком костра. Слушала шум воды на перекате, бесконечное стрекотание кузнечиков, Всплески рыбы, ночное устрашающее уханье филина и даже писклявый хор комаров казался очень мелодичным. А утром, едва первый луч проснувшегося солнца, пробился сквозь плотный строй сосен и ласково коснулся воды. удивлялась разноголосому пению птиц. В эти мгновения я завидовала рыбакам. Прав был К. Паустовский, который писал;» Удильщики-это большие созерцатели, поэты, почти сказочники»

В Древней Руси значительную часть населения составляли рыбаки, которых тогда называли ловцами, а рыбаками звались торговцы рыбой. В наше время рыбалка-одно из массовых увлечений. В числе её больших любителей и мой муж

……Мне говорит: «Не знаешь, что ли?

Рыбалка пуще ведь неволи!

И если б не карась в пруду.

Тебе бы с радостью помог

И в огороде, и в саду.

Надеюсь на твою закалку,

Терпи, жена, я на рыбалку!»    (ШАХУРДИНА ЛЮДМИЛА)